Preview

Северо-Кавказский юридический вестник

Расширенный поиск
№ 3 (2024)
Скачать выпуск PDF

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

9-14 22
Аннотация

   В настоящей статье авторы обосновывают положение о том, что выдающийся философ Иммануил Кант не только по праву считается автором учения о правомерном характере государства с республиканской формой правления, но и является создателем концепции именно нравственно-правового государства, в котором наряду с традиционно признаваемыми признаками должны соблюдаться требования морального категорического императива, играющего ключевую роль в научном дискурсе названной концепции, вполне сохраняющей свою актуальность.

15-23 33
Аннотация

   Данные языковых словарей дают основания для выделения двух основных исторических значений термина «уздень»: 1) феодальной знати (уздень) и 2) лично свободных крестьян («уздень»). Методологически важным положением для анализа бытования этого многозначного термина в северокавказских обществах средневековья и нового времени является тезис о необходимости разделять сословное происхождение и служебный статус княжеских вассалов. Монголизм «устен»/«уcден», заимствованный в северокавказские языки в различное время и по разнообразным экстралингвистическим причинам, менял свою семантику в зависимости от исторической эпохи и от социальных реалий того или иного социума. Но в итоге многообразные интерпретации термина «уздень» оказываются тесно связанными с представлениями рассматриваемых эпох об идее свободы.

24-29 20
Аннотация

   Статья посвящена вопросу изучения ценности обычного права, его регулятивной роли. Обычное право играет важную роль в сохранении традиций и культурного наследия народов Северного Кавказа, отражая уникальные особенности того или иного народа, его ценности, нормы поведения и, что очень важно, с точки зрения современного правопонимания, представлений о справедливости. В работе показан регулятивный потенциал обычного права, предложен авторский подход к пониманию обычного права.

30-40 27
Аннотация

   Актуальность настоящего исследования обусловлена активизацией государственной политики, проводимой властями Румынии и Республики Молдова и направленной на возможное объединение Республики Молдова и Румынии.

   При таком развитии событий возможно прекращение существования молдавской государственности и создание тем самым прецедента, аналогичного тому, что имел место в XIX веке.

   Цель и задачи исследования состоят в формировании научного обоснованного вывода, проведении анализа исторических событий и юридических действий, которые привели к прекращению существования Молдавского Княжества в XIX веке.

   В ходе исследования использованы общенаучные и специальные методы исследования системный, логический, анализа и синтеза, исторический, толкования и другие. В результате исследования на основе анализа достаточного количества научных исторических источников и нормативных правовых актов доказано, что образование Румынии как государства стало возможным в результате внешнего влияния заинтересованных, так называемых покровительствующих государств. Результатом образования Румынии стало исчезновение более чем на 60 лет молдавской государственности.

41-48 22
Аннотация

   В статье рассматривается малоизвестная историческая и правовая проблема, связанная с подданством южных осетин грузинской феодальной монархии и грузинских царей. Поднимаемая малоисследованная научная проблема представляется не только актуальной с точки зрения отечественной истории и юриспруденции, но и интересной с общественно-политических позиций сегодняшнего дня, когда взаимоотношения грузин и осетин существенно попортились не только из-за геноцида, устроенного грузинскими властями в отношении южных осетин в 1920, 1989–1992 и 2008 гг., но и полного отделения Южной Осетии от геноцидной Грузии. Статья носит дискуссионный характер, но факты, приводимые здесь, представляются убедительными и аргументированными.

49-57 20
Аннотация

   В статье рассматриваются особенности судоустройства и осуществление судебной власти в Северной Осетии в разные исторические периоды. Утверждается, что они обуславливаются комплексом специфических причин, среди которых выделяются причины духовно-идеологического, историко-политического, правового и социально-психологического характера. Отмечается основная роль осетинской военной интеллигенции в приобщении своего народа к русской, европейской культуре, образу жизни, формам управления, в том числе в сфере осуществления судебной власти. Рассматриваются вопросы организации и упразднения различных судебных учреждений в XIX–XX вв., их обусловленность местными особенностями и частыми преобразованиями административно-судебных учреждений в указанный период. Освещается деятельность по учреждению советских судов. Раскрывается и критикуется новое судоустройство и принцип формирования судейского корпуса в постсоветский период. Положительно и убедительно оценивается деятельность упраздненных конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Вносятся предложения по организации конституционных советов в субъектах РФ.

58-62 22
Аннотация

   Актуальным и дискуссионным в современной теории права аспектом развития современного учения о системе права является вопрос о межотраслевом делении российской системы права, критериях ее построения, а также обособлении и систематизации правовых норм, имеющих комплексный характер.

   Целью статьи является установление межотраслевых связей, критериев систематизации и места в системе российского права градостроительных норм как правовой общности, сочетающей в механизме правового регулирования элементы частноправового и публично-правового воздействия.

   Системный подход и такие логические методы исследования, как анализ и синтез, позволили определить место градостроительных норм в системе российского права как самостоятельной отрасли права с особым смешанным типом правового регулирования.

   Область применения результатов: основные результаты и выводы проведенного исследования могут быть положены в основу формирования новых подходов к построению системы права и критериям дифференциации правовых норм. Кроме того, признание градостроительного права самостоятельной отраслью права существенно облегчит процессы правоприменительной и правотворческой деятельности в градостроительной отрасли.

   Выводы: совокупность предмета, метода, принципов, целей и функций градостроительных норм, формирующая особый механизм правового регулирования, свидетельствует о качественном своеобразии регулируемой сферы общественных отношений и об обособлении градостроительного права в составе системы права России как отрасли права. При этом, комплексный характер градостроительного права по типу правового регулирования обусловлен взаимопроникновением частноправового и публично-правового интересов.

63-68 22
Аннотация

   В статье рассмотрены такие понятия, как толерантность и правовая грамотность, проведен анализ становления понятия «толерантность». Выявлены роль и значение образовательной среды и правовой грамотности в формировании толерантной молодежи, а также перечислены основные способы повышения правовой грамотности у молодежи и школьников, решения проблем правовой безграмотности подрастающего поколения.

   По нашему мнению, актуальность рассмотрения вопроса толерантности связана с глобальностью изучаемого вопроса, так как от толерантного общества зависит общественный порядок и международное мирное сосуществование.

   Вражда разных групп, наций, государств становится причиной междоусобиц, многочисленных войн, которые протекают на протяжении длительного времени. По нашему мнению, правовая грамотность выступает как локомотив в обеспечении высокого уровня толерантности у подрастающего поколения, а следовательно, в будущем и всего общества, что положительно сказывается на межнациональных, межэтнических, межконфессиональных и международных отношениях во всем мире в целом. В данной статье также выделены пути достижения толерантного отношения молодежи друг к другу в процессе получения знаний, повышения уровня правовых знаний, умений и навыков, где каждый педагог ставит перед собой цель сформировать у обучающихся терпимое отношение к различным мнениям, воззрениям, устоям и т. д.

69-76 24
Аннотация

   По мере применения искусственного интеллекта во многих областях он оказывает глубокое влияние на общественные отношения между людьми, и традиционные нормы гражданского права демонстрируют юридическое отставание в регулировании искусственного интеллекта. Определение правовой природы искусственного интеллекта в дальнейшем определяет методы его правовой защиты и модели регулирования. В данной статье анализируются и сравниваются преимущества и недостатки трех возможностей превращения искусственного интеллекта в объект права, субъект права и субъект правовой фикции. С функциональной точки зрения автор исследует теорию прав и обязанностей искусственного интеллекта, предпринимает попытку сформулировать идею идентификации искусственного интеллекта как субъекта права и объясняет связанные с этим правовые нормативные преимущества.

ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО, МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

77-89 25
Аннотация

   В статье исследованы конституционные преобразования политических систем государств Центральной Азии, оказавших воздействие на структуру, полномочия и компетенцию ключевых властных акторов, составляющих аппарат публичной власти, политическую практику их функционирования и взаимодействия друг с другом, что в свою очередь отразилось на выборе формы правления и конфигурации политических сил в рассматриваемых постсоветских государствах. Авторами прослеживается взаимосвязь между проводимыми в постсоветских государствах конституционными реформами и выбором формы (т. е. модели) правления. В результате авторы пришли к выводам, что две рассматриваемые страны Центральной Азии: Таджикистан и Узбекистан – избрали президентскую (президентоцентричную) модель правления, с жёсткими автократическими тенденциями в области госуправления, что объясняется типом политического лидерства и менталитетом большинства избирательного корпуса страны. Тогда как в Казахстане, который долгое время придерживался той же формулы, что и две вышеуказанных страны, начиная с конституционных преобразований 2017 г., происходит преобразование из суперпрезидентской в президентскую, а в последующем и смешанную республику с сохранением ключевых властных полномочий у главы государства.

90-96 23
Аннотация

   Статья посвящена анализу особенностей местного самоуправления в Республике Грузия в конце XX–XXI вв. Данное исследование позволяет оценить правовое развитие местного самоуправления в Грузии в рассматриваемый период, проанализировать проблемы взаимодействия центральной и местной власти. По мнению автора, в условиях управления обществом в рассматриваемый период в Грузии сочетались элементы государственного управления и местного самоуправления. На всем протяжении XX в. способы государственного управления являлись преобладающими. Однако уже в начале XXI в. процесс изменения функций управления делами общества актуализировал проблему создания самостоятельной системы самоуправления. Этому, отчасти, способствовало вступление Грузии в 2000 г. в Совет Европы, и как следствие этого, – взятием на себя обязательств по уменьшению прямого влияния государства на органы местного управления, а также формирования на местах исключительно избираемых органов власти. Следовательно, совершенствование структуры местного самоуправления в Республике Грузия, с одной стороны, и порядок его взаимодействия с государственными органами, с другой, составляли содержание муниципального строительства в конце XX – начале XXI вв.

97-104 34
Аннотация

   Настоящая статья является очередным этапом исследований автора в области проблем международной безопасности, формирующегося международного чрезвычайного права (далее – МЧП) и является продолжением существующего научно-практического дискурса по проблематике осмысления правовых проблем, связанных с поиском эффективных регуляторов в сфере деятельности частных военных и охранных компаний (далее –ЧВОК) [6–10]. Значительное внимание уделяется анализу, поиску и формированию современной концепции нормативных регуляторов деятельности ЧВОК. Основываясь на исследовании международного-правового «мягкого» регулирования, а также имеющихся образцов национального регулирования ряда государств, в статье проводится анализ существующих проектов законодательных актов по регулированию деятельности ЧВОК в Российской Федерации. Методология исследования включает методы общенаучного, сравнительного политического и правового анализа.

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

105-114 29
Аннотация

   Статья продолжает серию тематических публикаций данной проблематики [1, 2]. Указом Президента Российской Федерации от 07. 05. 2024 № 309 в целях обеспечения устойчивого экономического и социального развития Российской Федерации, укрепления государственного, культурно-ценностного и экономического суверенитета, увеличения численности населения страны и повышения уровня жизни граждан, основываясь на традиционных российских духовно-нравственных ценностях и принципах патриотизма, приоритета человека, социальной справедливости и равенства возможностей, обеспечения безопасности государства и общественной безопасности, открытости внешнему миру были определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. Феномен транссексуализма и смены пола в наибольшей степени чувствительно проявляется в рамках государственной семейной политики как одной из фундаментальных ценностных основ сохранения народонаселения. С учетом необходимости пересмотра законодательства для достижения целевых показателей и выполнения задач, предусмотренных Указом № 309, постановка вопроса о морально-этическом во взаимосвязи с естественнонаучным содержанием транссексуальности, его историческом развитии и современных парадигмах правового регулирования смены пола целесообразна и своевременна.

115-120 28
Аннотация

   Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что несмотря на развитость системы правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности, активные изменения экономической стороны жизни государства предопределяют необходимость законодателя реагировать на возникающие вызовы. Особое внимание уделяется такой проблеме, как прекращение сотрудничества западных корпораций с российским рынком и появление «параллельного импорта», предполагающее, что товары из списка, утверждённого Минпромторгом, можно легально покупать за границей несмотря на то, что они принадлежат компаниям из стран, не поддерживающих дружеские отношения с Россией.

   Целью исследования является рассмотрение одной из актуальных проблем правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности – законодательной техники легализации параллельного импорта.

   Материалы и методы. Материалами исследования послужили нормативно-правовые акты РФ, монографические исследования и научные статьи отечественных теоретиков и практиков по вопросам правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности. К основным методам исследования относятся нормативный и сравнительно-правовой.

   Результаты, выводы. Следует отметить, что система правового регулирования параллельного импорта и освобождения от ответственности предпринимательского сектора за его реализацию сформировала на практике ряд проблемных вопросов. В частности, согласно законодательным нововведениям запрет на использование объектов интеллектуальной собственности путем их параллельного импорта уходит в прошлое, тем не менее беспокойство вызывает формулировка и юридическая структура вступивших в силу изменений, буквальное толкование которых позволяет заключить, что на данный момент любой предприниматель может беспрепятственно адаптировать способы приобретения объектов интеллектуальной собственности зарубежных правообладателей для дальнейшей перепродажи, чей продукт подлежит к параллельному импорту, что не соответствует основным задачам закона. В целом, рассматривая спорную природу
параллельного импорта, следует заключить, что данная процедура не является новой для международной юридической доктрины и применима в гражданском обороте многих стран. Предназначение легализации параллельного импорта видится в предоставлении поддержки отечественному предпринимательскому сектору через ограничение ряда экономических выгод для зарубежных производителей, носящее временный характер.

121-128 20
Аннотация

   В статье предпринята попытка рассмотреть вопросы правового регулирования и охраны новых объектов, возникающих в процессе развития творчества в интернете. Авторы разбираются с правовой регламентацией объектов, созданных с использованием дипфейк-технологии (Deepfake) в России и за рубежом и обосновывают, почему дипфейк при определенных условиях можно отнести к такому объекту авторского права, как произведение. Рассматривают передовой опыт регулирования технологий дипфейков в различных странах, добившихся наибольших успехов в правовом регулировании дипфейков (США, Китай и Сингапур).

   Основным выводом статьи является формулировка предложений по совершенствованию российского законодательства для урегулирования проблемных моментов, связанных с созданием дипфейков.

ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО И ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

129-135 26
Аннотация

   В статье раскрываются проблемы законодательной регламентации положений о служебном подлоге как преступлении; к ним относятся понимание официального документа, использование служебных полномочий специальным субъектом преступления, формы деяния при служебном подлоге. Бланкетность диспозиции ч. 1 ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации затрудняет единообразное понимание правоприменителем предмета служебного подлога, в связи с чем возникает необходимость в исследовании понятия официального документа как предмета преступления. Анализ законодательных определений «документа», «официального документа», а также разъяснения о предмете служебного подлога, представленные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, позволило в целях приведения судебной практики к единообразию заключить о целесообразности дополнения ст. 292 УК РФ примечанием о понятии официального документа как предмета служебного подлога.

136-143 29
Аннотация

   На основе анализа работ теоретиков права и ученых практиков, посвященных суждениям о юридической природе судебной практики как источника права, ее роли и месте в российской правовой системе, авторы констатировали, что самостоятельность судебной практики признавалась только на доктринальном уровне, но не оспаривалась ценность судебной практики для деятельности судов, совершенствования законодательства и плодотворности науки. Исследование нормативного закрепления категории судебной практики в законодательстве позволило показать процессуальную природу судебной практики как процессуального института, а определение его предметной классификации позволит совершенствовать порядок систематизации судебной практики.

144-154 25
Аннотация

   В условиях сегодняшних вызовов и угроз одним из приоритетных направлений государственной политики в России выступает усиление традиционных духовно-нравственных ценностей, неотъемлемой составляющей которых являются и половые отношения. Правовая составляющая является важнейшим инструментов в механизме традиционных духовно-нравственных ценностей, в том числе и нормы, предусматривающие юридическую ответственность за несоблюдение установленных законодателями правил поведения в данной сфере. В рамках данной статьи авторами проанализированы особенности и проблемы норм об административной и уголовной ответственности, защищающие традиционные ценности в сфере половых отношений, предложены варианты по совершенствованию данных норм.

155-163 26
Аннотация

   В настоящее время, в условиях интенсивного развития инфраструктуры, основной составляющей которой является транспорт, одной из главных задач государства остается обеспечение безопасности дорожного движения. Распоряжением Правительства РФ от 08. 01. 2018 № 1-р утверждена Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы [1], в которой определены основы формирования и реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, межотраслевом).

   Повышение безопасности дорожного движения и стремление к достижению в 2030 г. нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях – ее цель.

   На 2024 г. в качестве целевого ориентира установлен показатель социального риска – не более 4 погибших на 100 тыс. населения. В статье проанализированы некоторые особенности производства осмотра места происшествия по уголовным делам о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

СТРАНИЦЫ ПАМЯТИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-7306 (Print)
ISSN 2687-0304 (Online)