ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
Статья нацелена на разработку структуры системы законодательства государства, нацеленного на устойчивое развитие. На современном этапе развития государство остается единственной силой, способной организовать общество, скоординировать индивидуальное и групповое поведение и обеспечить властно-нормативный порядок для решения общих проблем, угрожающих основам жизнедеятельности людей. Авторы полагают, что теория устойчивого развития, воспринятая в мировой политике, как стратегия будущего имеет серьезные противоречия. Несостоятельность теории устойчивого развития как целостной концепции не должна привести к игнорированию проблем, на которые она нацелена. На современном этапе наиболее эффективными могут быть меры, принимаемые на уровне отдельных государств и их региональных объединений. Сделан вывод о том, что решение задач устойчивого развития определяет системные изменения в структуре национального законодательства. На примере Российской Федерации авторами разработано строение такой системы законодательства.
В данной статье представлен исторический опыт государственных реформ, которые являются одной из наиболее актуальных задач российской исторической науки на протяжении всего периода ее развития. Закон от 19 февраля 1861 года не рассматривается как отдельный, изолированный акт, а представляет собой основу модернизации всего государственного строя. Автор отмечает, что изучение законодательной деятельности высших государственных учреждений Российской империи в эпоху фундаментальных реформ 1860-х и 1870-х годов позволяет лучше понять процессы, происходящие в органах власти Российской Федерации сегодня.
Статья посвящена анализу транскриптов черкесских адатов / хабзэ в части норм, касающихся сословных отношений и политических институтов (пщыщхуэ / великий князь / валий, хей / княжеский суд, мехкеме) конца XVIII – начала XIX в. Нормы рассматриваемого периода свидетельствуют о демократической трансформации сословной структуры традиционного черкесского общества и о влиянии шариата на политические институты. Хабзэ, записанные в 1840-х и 1860-х гг., демонстрируют, что свод Адыгэ хабзэ, несмотря на дивергенцию социально-политического развития востока и запада страны, продолжал развиваться как единая система права.
На исходе XVIII века народы Северного Кавказа начали национально-освободительную борьбу против колонизаторской политики царизма. Горцы во главе с первым Имамом Кавказа Шейхом Мансуром впервые в Новой истории предприняли попытку создания единого общекавказского исламского государства. Автор на основе анализа научных публикаций отечественных и зарубежных исследователей предпринял попытку обобщить имеющиеся в них сведения о государственном устройстве Имамата Шейха Мансура и высветить основные черты и особенности становления его властных структур.
Статья посвящена изучению правового статуса немусульманского населения Оттоманской империи и трансформации этого статуса в эпоху реформ Танзимата. Автор анализирует доктринальные основы исламского законодательства в части регулирования жизни немусульманских общин, сочетая изучение буквы мусульманского закона с историческим контекстом. Проводится сравнительный анализ исламского теоретико-правового материала вкупе с социально-политическими процессами. Акцент исследования делается на изучении трансформации миллетной системы под влиянием западноевропейской правовой мысли с целью создания модерной нации. Показана актуальность исследования юридических аспектов регулирования жизни немусульман в процессе изменения правового статуса немусульманских общин в структуре османского общества. Автор приходит к выводу, что хотя изменения правового положения иноконфессиональных общин в указанную эпоху имели место, тем не менее, они не позволили создать единый гомогенный социум на основе общей идентичности.
Статья посвящена рассмотрению закономерностей развития интегративного понимания права на основе изучения содержание природы права, осмысления элементов процесса нормогенеза/формогенеза в теории права и исследования особенностей формирования метода интегративного правопонимания. Большое внимание в статье уделяется анализу превращенной формы социальной нормы и ее роли в развитии методологии социальных наук и изучении природы права.
В статье рассматривается проблема систематизации терминов в сфере охраны права в контексте совершенствования теоретических основ правоохранительной деятельности. На основе терминологического метода осуществлено сравнительно-правовое исследование правоохранительной терминологии. Уточняется терминологический статус и роль терминологических словосочетаний в определении понятий охраны права Обоснован подход к формированию правоохранительных терминологических систем, учитывающий различие содержания охраны права посредством охранительной функции права и правоохранительной деятельности.
В статье проанализирована научная литература о Своде законов Российской империи. Автор охарактеризовал, обобщил и систематизировал критические замечания юристов в отношении Свода законов. В работе выделены неконструктивные и конструктивные аспекты научной критики. На этой теоретической основе доказывается, что избранный М. М. Сперанским план систематизации оказался реальным путем, по которому впоследствии пошли и другие кодификаторы отечественного права в ХХ веке. В критике Свода законов выявлены обоснованные замечания, способствующие совершенствованию юридической техники систематизации. Путем их обобщения автор сформулировал сохраняющие актуальность правила проведения систематизации законодательства.
Статья посвящена выявлению основных теоретических положений, определяющих развитие современного народовластия. В работе обосновано социальное и консолидирующее значение идеи народовластия. В исследовании выделены принципы и понятия, определяющие сущность народовластия. С помощью сравнительного метода сформулированы отличия народовластия от демократии и самоуправления. Проанализированы такие актуальные проблемы современного народовластия как поиск источника власти в народе, возможность осуществления публичной власти всем народом. Автор приходит к выводу об отсутствии универсальной теории народовластия и готовых форм его осуществления, что объясняется разнообразием состава и потребностей общественной жизни отдельных народов. Поэтому теория и практика народовластия должна базироваться на историческом опыте осуществления различных форм участия населения во властеотношениях.
В статье рассмотрены понятие и характерные черты правового образования и правового воспитания, раскрыты основные проблемы и причины правовой безграмотности молодежи и подрастающего поколения. Проанализированы основные пути решения вопроса правового нигилизма. Раскрыта роль и значение правового образования в профилактике и предупреждении правонарушений среди молодежи.
ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
На основе анализа текста Закона о поправке к Конституции РФ (2020 г.) исследуются новые аспекты научно-доктринального правопонимания системы средств и сфер обеспечения государственного суверенитета РФ: с позиций обеспечения эффективности внутригосударственного управления; формирования правовых основ функционирования органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления в качестве «единой системы публичной власти». Осуществлен анализ и систематизация новелл регулирования «предметов ведения и полномочий»; дана оценка Государственного Совета РФ как учреждения способного обеспечивать противодействие угрозам и рискам глобализации и международной и внутригосударственной регионализаций.
В статье рассматриваются исторические особенности возникновения и развития отечественного конституционализма. Анализируются исторические события и факты, в которых конституционализм проявлялся наиболее отчетливо. Указываются причины, обусловившие тот факт,
что в монархический период Конституция России так принята и не была. Объясняются причины
произошедших событий. Рассматривается, что опубликованная конституция впервые была принята в республиканский период, несмотря на то, что в монархический период выдающиеся государственные деятели посвятили огромное количество времени и сил разработке конституционных проектов и даже предпринимались попытки сформировать правовое пространство для
последующего принятия конституции. Делается вывод о том, что конституционализм имманентен
самой государственной власти даже при фактическом отсутствии опубликованной конституции.
В статье проведен анализ этапов совершенствования федеративных отношений в Российской Федерации. Автор констатирует, что совершенствование федеративных отношений способствует решению многих вопросов, касающихся российского общества. Отмечается, что федеральная власть и власть субъектов Федераци пришли к компромиссу в интересующем их вопросе, что нашло отражение в формировании Совета Федерации – верхней палаты парламента страны, проанализированы ее реформы. Предлагается передать Совету Федерации вопрос представления региональному парламенту кандидатов на должность главы региона, так как в Российской Федерации, характеризуемой высокой степенью централизации системы государственного управления и существенным объемом полномочий, принадлежащих федеральному центру в отношениях с регионами, именно решение данного вопроса было бы наиболее актуальным как органа народного представительства в высшем эшелоне власти. Делается вывод, что создание федеральных округов и назначение полномочных представителей Президента укрепили вертикаль власти. Автор отмечает, что самое главное направление федеративной реформы – это восстановление внутреннего государственного суверенитета России и верховенства федеральной власти.
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО И ТРУДОВОГО ПРАВА
В статье отмечается, что характерной чертой правового статуса ребенка как субъекта правоотношений в сфере здравоохранения, является их уязвимость, так как с одной стороны в сфере здравоохранения они обладают всеми правами и свободами наравне со взрослым населением, но с другой стороны, практически не могут их реализовать в полной мере, в силу полной зависимости от воли родителей, опекунов, попечителей и иных законных представителей. Автор приходит к выводу о том, что ребёнок – это особый субъект права и участник правоотношений в сфере здравоохранения.
Законодателем на фоне продолжающихся инцидентов, связанных с использованием газа в быту, повлёкших летальные исходы и существенный материальный ущерб были проведены масштабные изменения законодательства, регулирующего вопросы технического обслуживания внутридомового газового оборудования (далее – ТО ВДГО), направленные в том числе, на обеспечение безопасности использования внутридомового газового оборудования, на устранение с указанного рынка многочисленных организаций, допущенных ранее. Данная ситуация требует срочных законодательных изменений, с учётом развития газификации Российской Федерации и быстрого увеличения количества потребителей природного газа.
В условиях стремительно развивающихся цифровых технологий на международных площадках и форумах все чаще обсуждается проблема отставания правового регулирования от существующих реалий общественных отношений. Особенно отчетливо эта проблема видна в «чувствительных» областях регулирования, связанных с реализацией и защитой основных прав человека. Настоящая статья посвящена анализу изменений, происходящих в трудовых отношениях в связи с развитием технологий искусственного интеллекта и робототехники, а также их влияния на права человека в сфере труда. Делаются предположения относительно тех обновлений, которые произойдут в праве в ближайшем будущем с учетом имеющихся тенденций в международных нормах и национальных законодательствах.
ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО И ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
В статье обоснована необходимость законодательного закрепления цели уголовного судопроизводства – установление истины по уголовному делу. Без направленности на установление истины по делу нет уголовно-процессуальной деятельности; она не может быть справедливой.
Вербовка детей в террористические организации – мировой тренд, неизменная черта современного терроризма, требующая своевременного и жесткого реагирования со стороны национальных государств, а также международного сотрудничества в сфере защиты детей, оказания им помощи с тем, чтобы свести к минимуму те риски, которым подвергаются эти дети. В статье на основе исследования международно-правовых норм раскрывается статус детей, завербованных вооруженными, в том числе террористическими организациями, а также проведен анализ отражения таких норм и обязательств в российском законодательстве и правоприменительной практике. Делается вывод о том, что растущее число детей в возрасте до 18 лет, вовлеченных в деятельность, связанную с терроризмом, требует соответствующего реагирования со стороны государств, основанного на международном праве, соблюдении прав человека и верховенстве закона.
Статья посвящена актуальным вопросам, связанным с неравными процессуальными правами и процессуальными возможностями участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения. В статье проанализированы наиболее проблемные вопросы сложившейся правоприменительной практики в указанной сфере, приведены наиболее характерные примеры отсутствия процессуального равноправия участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, недостаточности прав и процессуальных возможностей таких участников, как потерпевший и гражданский истец в сравнении с такими участниками, как дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор и других. Приведен краткий сравнительный анализ процессуальных возможностей истца в гражданском процессе и гражданского истца в уголовном процессе. Выработаны и сформулированы предложения о необходимости внесения необходимых изменений в уголовно-процессуальное законодательство в целях расширения процессуальных возможностей для реализации прав потерпевшего и гражданского истца на полноценный доступ к правосудию.
ДИСКУССИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В статье изложены юридические причины прекращения СССР как единого государства, которыми явились многочисленные нарушения Конституции СССР, Законов СССР, изменения в законодательстве. В качестве причин, приведших к прекращению СССР, были объективные и субъективные факторы: цивилизационные и ценностные – отказ от государственно-правовых ценностей социализма, бездействие Президента СССР в вопросе защиты Конституции и законов СССР, государственного суверенитета и территориальной целостности СССР. Дан политико-правовой анализ итогам референдума СССР от 17 марта 1991 г., создания и деятельности Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), Беловежскому Соглашению. Уделено внимание фактам бездействия Президента СССР М.С. Горбачева. Делается вывод, что авторы Беловежского Соглашения выступили против воли народа, выраженной на референдуме, а само Беловежское Соглашение противоречило законам СССР. На основе приведенных норм Конституции СССР 1977 г., мемуарных источников и публикаций современных исследователей, делается правовая оценка прекращения существования СССР как единого государства. История прекращения СССР позволяет переосмыслить и вопрос о месте государственной идеологии в системе государственно-правовых ценностей.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с широким толкованием закона при привлечении к административной ответственности по делам о дискредитации Вооруженных Сил России в рамках использования в целях защиты интересов нашей страны, ее граждан, а также поддержания международного мира и безопасности.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЕЙ
ISSN 2687-0304 (Online)