ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
Современная юридическая среда ориентирована на высокую потребность многогранного правового творчества, столь необходимого в условиях интенсивно развивающегося общества. Развитие общества (особенно находящегося в непрерывном контактном взаимодействии его членов) неизбежно связано с его потребностями, которые порождают и обязательства. Объективно это связано с развитием данного вида юридической деятельности в социально-правовом социуме. При этом отчетливо наблюдается неразрывная связь правового творчества и правовой культуры. Но при этом существующие граничные парадигмы в праве не позволяют полноценно приводить в жизнь наиболее потребные здесь и сейчас философско-правовые новеллы, возникающие в результате правового творчества, которое не всегда может выдерживать давление границ.
В статье дается общая оценочная характеристика вопросу необходимости расширения границ творчества в юриспруденции. Правовая культура обладает такой спецификой, что она не совпадает в полной мере ни с одним видом культуры: духовной, политической, материальной. Но будучи своеобразной формой гармоничного развития личности через нее достигается наиболее заметный общесоциальный прогресс. Шедевры юридического творчества, впоследствии признанные человечеством общемировым достоянием, на начальном этапе создавались в лоне национальной культурной среды, трансформируясь из идеи имеющей локальное значение в более объемные субстанции по философскому содержанию и практическому применению. Значение современной российской модели философско-правовой мысли и истории политических и правовых учений, когда на лицо обострение идеологического противостояния России и Запада, заставляет активизировать различные поиски правильной модели философско-правой мысли, которая сохранит на долгие годы свою практическую актуальность.
В статье предпринимается попытка рассуждения о том, какие задачи, выводимые из самой неизменной природы права, заслуживают внимания со стороны известного отечественного ученого правоведа Д. Ю. Шапсугова. Анализируя сложившуюся правовую реальность, он по «иеринговски» выступает предвестником зарождения в юриспруденции чего-то нового. Небезразличие к юриспруденции как таковой лежит в основе его глубинных рассуждений. Выход за границы позитивистских взглядов. Правовая реальность должна успешно формироваться под воздействием разнообразных идей. Каждая последующая эпоха эволюции права и науки права видит и позиционирует себя в границах своего юридико-психологического социума, ее фундаментальных концептов и нормативной культуры необходимого или обязательного правопорядка. И поэтому появление новых идей, переходящих в учения, является закономерным процессом. Позитивистская версия понимания права к первой четверти ХХI столетия по всей видимости исчерпала свой аналитический ресурс и нуждается в новых подходах. Именно эти подходы с глубокой академичностью мы наблюдаем в трудах по философии права Д. Ю. Шапсугова и ряда других коллег, неустанно работающих в данном ключе.
Временные изъятия в российском законодательстве, применявшиеся на Северном Кавказе, представляют собой сложный и малоизученный феномен, отражающий многовековую историю взаимодействия российской централизованной власти с многочисленными и самобытными народами региона.
В данной статье, которая посвящена временным изъятиям, рассматриваются не только формальные аспекты имперского законодательства, но и глубокие социальные, культурные и политические процессы, которые демонстрировали процесс адаптации обычного права народов Северного Кавказа в российскую правовую систему. Исторически, освоение Северного Кавказа сопровождалось значительным сопротивлением местного населения. Веками существовавшее обычное право, основанное на сложных родственных связях, адатах, религиозных убеждениях и представлений о справедливости, довольно резко контрастировали с централизованной и кодифицированной российской правовой системой.
Необходимо признать, что российское самодержавие в различные периоды с различной степенью эффективности, прибегала к компромиссу, используя временные изъятия из имперского законодательства. Эти изъятия позволяли применять некоторые нормы обычного права, при условии, что они органично укладывались и соответствовали российскому законодательству. Важно отметить, что условия применения были достаточно расплывчаты и во многом зависели от политической конъюнктуры.
Практика применения временных изъятий была не однородной. В зависимости от региона, этнической группы, одни временные изъятия носили формальных характер, другие же играли существенную роль в регулировании общественных отношений.
Современная ситуация на Северном Кавказе демонстрирует, что проблемы интеграции обычного права и действующего законодательства по-прежнему остаются актуальными. В связи с этим дальнейшее исследование временных изъятий имеет не только историческое значение, но и крайне важно для построения эффективной правовой системы на Северном Кавказе, которая бы учитывала специфику региона, с учетом многообразия культур и традиций.
Отечественная коммуникативная теория права, разработанная доктором юридических наук, профессором Андреем Васильевичем Поляковым, являет собой достижение современной научной мысли не только в области теории, но и философии права, поскольку позволяет сочетать в процессе научного познания особенности познаваемого объекта, субъективное восприятие, обусловленное культурными, ценностными и мировоззренческими ориентирами и установками, и многообразие научных подходов.
Значение коммуникативной теории права для развития современной юридической науки опосредует цель настоящего исследования – проанализировать актуальный взгляд на современное общество, право и научное знание (под призмой коммуникативного подхода) как саморазвивающихся и самоорганизующихся систем.
Достижению цели настоящего исследования служат различные общенаучные методы познания. В частности, логические методы позволили провести анализ исторических типов научного знания и правопонимания, а системный подход определить место коммуникативной теории права в системе юридической науки.
Область применения результатов: восприятие права как феномена со сложной правовой структурой, формирующейся в саморазвивающуюся систему, и определение единого принципа, раскрывающего сущностное многоединство права, позволяют сформулировать новые подходы современного научного знания (постнеклассической науки).
Выводы: целостное представление о праве формируется в рамках коммуникативной теории права как типа интегрального правопонимания посредством интегрирования и синтеза юснатурализма, социологического понимания права и социальной феноменологии. Коммуникативный подход позволяет рассматривать право и как государственное, и как социальное явление, не зависящее от нормативно-государственного волеизъявления, и представляющее собой систему правовых коммуникаций. При этом многоединство права и воспроизведение целостного теоретического представления о правовой реальности достигается посредством применения двумерной модели сочетания идеальной смысловой сущности права и реального многообразия права (форм и видов права) как «единства идеального и реального».
Актуальность. Публикация посвящена разработке основных положений теории юридической деятельности. Направления эволюции правовой системы России нашли свое воплощение во многих явлениях правовой действительности, в том числе в юридической деятельности, а наиболее значимыми факторами, влияющими на отрасль правовых работ, на правовое развитие страны, являются тенденции гуманизации, демократизации, интеграции, обусловливающие изменение содержания, форм, целей и других элементов юридической деятельности.
Целью статьи является осмысление теоретических и методологических основ юридической деятельности, состояния и перспектив развития в условиях становления гражданского общества, социально-правового государства, трансформации правовой системы России в контексте ее мировой и евразийской интеграции, сохранения самобытности национального права.
Цель исследования обусловила определение и решение следующих научных задач: а) проанализировать и обобщить результаты правовых исследований юридической деятельности, выявить существующие пробелы, определить проблематику дальнейшего изучения; б) систематизировать методологические подходы общетеоретических исследований юридической деятельности; в) определить особенности деятельного подхода и раскрыть его методологические возможности по исследованиям юридической деятельности; г) выявить и охарактеризовать исторические источники возникновения и становления профессиональной деятельности юристов; д) на основании анализа и обобщения общетеоретических и других правовых исследований юридической деятельности определить ее доминирующие свойства, социальную и правовую обусловленность, разработать соответствующее определение; е) выявить изменения в структуре, функциях и условиях типологизации юридической деятельности с учетом тенденций развития юридической науки и правовой действительности России; ж) раскрыть содержание понятия и основные принципы юридической практической деятельности, систематизировать ее признаки, имеющие научно-теоретическое и нормативно-правовое происхождение; з) определить основное функциональное предназначение практической деятельности юристов в соответствии с ролью права в обществе; и) выяснить существующие классификации видов и форм юридической практической деятельности, на основе чего определить целесообразность выделения новых классификационных критериев; к) охарактеризовать особенности юридической деятельности в разных правовых системах; л) определить перспективы профессиональной деятельности юристов в соответствии с направлениями и тенденциями развития правовой системы России.
Материалы и методы. В статье использованы методы: диалектики, герменевтический, исторический, структурно-функциональный, системный, деятельный, классификации, сравнения, специально-юридический, правового моделирования.
Результаты. В труде исследованы уровень разработанности проблемы, современные подходы к определению понятия и юридическая деятельность определена как вид правовой деятельности, осуществляемый на профессиональной основе юристами; выяснена ее структурно-функциональная характеристика, проанализированы определенные составные элементы содержания; отдельно рассмотрена сфера практической деятельности юристов, которая увязывается с решением конкретных юридических дел, уточнены виды юридической работы, основные задачи, принципы, функции. Юридическая деятельность рассмотрена также в прикладном аспекте, учитывая анализ состояния развития правовой системы России.
Выводы. Обосновано мнение о непосредственности связи типологических признаков правовой системы с особенностями осуществления юридической деятельности. Проанализированы важнейшие проблемы осуществления определенных видов юридической работы, а также пути их устранения. Обозначены возможные перспективы развития юридической профессии в России, исходя из характера развития национальной правовой системы, уделено внимание особенностям осуществления юридической деятельности в условиях отдельных типов национальных правовых систем.
В статье рассматриваются вопросы становления железнодорожной милиции Украинской ССР в первые годы советской власти. Отмечается применение опыта Советской России, а также широкое использование ее законодательных актов, в организации построения железнодорожной милиции на Украине. Освещаются нормативно-правовые акты, принятые органами власти Украинской ССР с целью формирования железнодорожной милиции, определяющие ее структуру и функции. Определено, что становление железнодорожной милиции на территории Украинской ССР в период формирования советской государственности было обусловлено внешними и внутренними факторами, среди которых следует выделить такие, как внешнеполитическая напряженность, внутренние вооружённые противостояния, социальное напряжение, рост криминогенной обстановки, рост преступности на транспортных коммуникациях. Установлено, что деятельность железнодорожной милиции Украинской ССР была основана на общих базовых принципах и организационно-правовых основах, принципах, утвержденных и апробированных РСФСР. Структура железнодорожной милиции формировалась исходя из линейной модели управления железнодорожным транспортом. На каждой железной дороге создавалось линейное управление железнодорожной милиции, которому были подчинены районные и участковые управления железнодорожной милиции. Непосредственное осуществление всех заданий, возлагаемых на железнодорожную милицию, ее снабжение обмундированием, вооружением, снаряжением и другими видами положенного довольствия, а также непосредственная борьба с различными преступными деяниями и политический надзор в пределах участков, сосредотачивалось в участковом управлении, во главе которого стоял начальник. Участковые управления железнодорожной милиции были подотчетны районным управлениям, которые были подотчетны линейным управлениям.
В статье исследуются социально-этические и юридико-правовые векторы формирования средств правового регулирования, возникающих в связи с использованием препаратов генной терапии и процедурой экспериментального редактирования генома человека. Один из наиболее важных факторов развития правового механизма регулирования в сфере генетических технологий связан не только с необходимостью защиты конституционных прав человека на жизнь, здоровье, безопасность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, но и с наличием потенциальных угроз для общества в целом. Большое внимание в статье уделяется взаимосвязи между содержанием социально-этических проблем и структурой постепенно формирующейся в РФ, США и в европейских странах правовой парадигмы в области биополитики. Экспликация подобной взаимосвязи, определение векторов развития этой парадигмы требует рассмотрения как способа генной модификации ДНК, так и средств генной терапии, а также возникающих после использования генных технологий социальных и этических проблем. Действие технологии CRISPR основано на использовании генетических механизмов, ее применение может привести к необратимым последствиям, исчезновению видов флоры и фауны. Особенности формирования правового механизма регулирования отношений в сфере генетических технологий обусловлены тем, что эти проблемы не осознаны. Становление правовых отношений возникает из уже сложившихся общественных отношений. В силу специфики объекта регулирования правовых отношений необходима процедура экспертного и общественного обсуждения. Однако она затруднена в условиях существующей экономической модели, деятельности коммерческих организаций и лоббирования их интересов.
ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Интерес автора к теме статьи вызван тем, что в условиях новой геополитической реальности ускоряется процесс трансформации международного налогового правопорядка и в его рамках правил налогообложения прибыли иностранных цифровых компаний. В статье автором анализируются и осмысливаются проблемные вопросы проводимой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на глобальном уровне реформы международного налогообложения.
Автор дает оценку разработанного ОЭСР и претворяемого ею в жизнь Международного подхода к налогообложению прибыли цифровых компаний. В статье также проводится анализ автором нового подхода, предложенного ОЭСР к порядку распределения глобальной прибыли, полученной цифровыми компаниями от поставки цифровой продукции на рынки иностранных юрисдикций для пользователей этой продукции. Кроме того, автором выявляются правовые основания и целесообразность введения некоторыми государствами налога на цифровые услуги.
Для достижения цели устойчивого развития экономики государств приобретает растущее значение эффективное решение проблемы международного налогообложения прибыли цифровых компаний. Перед мировым сообществом государств и их налоговыми администрациями стоит стратегическая задача: добиться положения, при котором международная налоговая система будет отражать все тенденции развития цифровой экономики. Для достижения этой цели необходимо прийти к согласованности действий государств на региональном и глобальном уровне.
В связи со значительным увеличением объемов деятельности иностранных цифровых компаний, в цифровом бизнесе возросла потребность в разработке и реализации единого международного подхода к налогообложению доходов цифровых компаний и в первую очередь – транснациональных корпораций (ТНК), полученных от поставки ими цифровых услуг (продукции) на рынки сбыта иностранных юрисдикций.
В условиях активного развития цифровой экономики перед учеными и практиками встал вопрос, требующий четкого ответа, – по каким признакам и в какой мере порядок налогообложения доходов компаний в рамках цифровой экономики отличается от порядка налогообложения доходов компаний в сфере традиционной экономики. При расширении масштабов цифровых бизнес-проектов растет число крупнейших цифровых компаний (так называемых гигантов), выделяются новые цифровые объекты, увеличивается количество и расширяется география потребления пользователями цифровой продукции, растет число заключаемых ими пользовательских контрактов с использованием данных цифровых компаний.
Многолетние споры о доктрине и практической реализации идей о необходимости систематизации и гармонизации российского законодательства о государственной и муниципальной службе, включая законодательство о службе казачества, ряд официально утвержденных и до конца нереализованных программ реформирования отношений, связанных с публичной службой, так и не привели к прогнозируемым желанным результатам в этой важной социально-правовой сфере.
В настоящей статье авторы обосновывают насущную необходимость приведения действующего российского законодательства о государственной службе казачества в должное соответствие с духом и буквой поправок, внесенных в 2020 г. в Конституцию Российской Федерации, и легализовавших новый правовой институт «единая система органов публичной власти». Авторы полагают, что оптимизация и гармонизация федерального законодательства о государственной и муниципальной службе российского казачества необходима и возможна посредством разработки и принятия Кодекса публичной службы казачества, который вобрал бы в себя весь массив нормативно-правовых актов, регулирующих и регламентирующих все вопросы прохождения публичных видов службы реестровыми казаками. Также презюмируется юридическая легитимация системы публичной службы и, в частности, публичной службы российского казачества в современных условиях функционирования государственной и муниципальной службы вкупе со службой казачества в иных органах публичной власти. В статье сформулированы предложения и рекомендации по кодификации действующей нормативной правовой базы публичной службы реестрового казачества. Кроме того подвергнуты конструктивному критическому анализу отдельные публикации на данную тему.
Установление эффективности конституционного и уставного правового регулирования, осуществляемого субъектами Российской Федерации возможно только при комплексном подходе с учетом теоретических знании и выводов, полученных в ходе исследовании , проводимых в различных науках в различные исторические периоды. Проблема эффективности затрагивает все отрасли права.
Эффективность норм права зависит от ряда условии . Важными показателями являются преобразования, происходящие в государстве в различных сферах. С целью повышения эффективности правового регулирования исследуемых актов выявлены особенности норм, изложенных в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Эффективность норм права остается в фокусе внимания ученых не только в различных отраслях права, но и других науках. Такой подход демонстрирует результативность, так как его применение в науке, позволяет наиболее обоснованно выделить конституционно–правовые аспекты эффективности, а в практике предоставить возможность разработать меры, направленные на повышение эффективности конституционного и уставного правового регулирования, осуществляемого субъектами Российской Федерации.
Выявлена недостаточность эффективности оптимальной модели конституции и уставов, являющихся неотъемлемым постулатом правового государства. Внесены предложения, направленные на повышение эффективности конституционного и уставного правового регулирования, осуществляемого субъектами Российской Федерации. Предложенный возможный вариант классификации позволил бы оперативнее осуществить эффективное развитие территории субъектов Российской Федерации в практическом плане, а в конституционно-правовой науке предоставить возможность внедрить инструменты эффективности.
Современная архитектоника международной безопасности сталкивается с насущной проблемой регулирования вооруженных конфликтов, в которых набирают вес негосударственные субъекты, такие как частные военные и охранные компании (далее – ЧВОК).
Роль ЧВОК в современных конфликтах порождает серьезные правовые дискурсы, подрывая традиционные нормативные рамки. Операции этих компаний часто выпадают из сферы действия международного права, национальных законодательств государств, в которых они действуют, и стран их происхождения. Это создает пробел в регулировании, позволяя ЧВОК действовать вне правовых ограничений. Такое положение вещей ставит под сомнение эффективность существующих механизмов обеспечения безопасности и защиты гражданских лиц в зонах конфликтов.
Для разработки эффективной национальной законодательной базы в этой области целесообразно изучить международные правовые нормы и зарубежный опыт. Это позволит определить рациональные подходы к регулированию деятельности ЧВОК, в том числе в российском правовом поле. Следует отметить, что необходимость регулирования ЧВОК является не только национальной проблемой, но и актуальным вопросом международного права. В статье анализируется международная нормативная база, касающаяся регулирования деятельности ЧВОК, и предлагаются наиболее перспективные подходы к их регулированию. В рамках проводимого исследования рассматриваются конкретные примеры нормативного регулирования деятельности ЧВОК на национальном уровне в различных странах мира. Анализ этих примеров позволит выявить эффективные механизмы регулирования и положительные практики, которые могут быть адаптированы для разработки российского законодательства в этой области.
На сегодняшний день можно смело говорить, что государственная гражданская служба является одним из важнейших институтов, который обеспечивает реализацию государственного управления в рамках системы административно-правового регулирования. В современных реалиях постоянно дополняются и совершенствуются требования, предъявляемые к государственной службе. Сущность государственной гражданской службы раскрывается через ее принципы. Несмотря на то, что единого подхода к определению принципов государственной службы за всю многолетнюю историю существования института государственной службы так не принято, тем не менее их ключевое значение для реализации института государственной службы, как правило, не вызывает возражений и тем более сомнений. В данной работе нами рассмотрено несколько примеров научного понимания принципов государственной службы и сделаны выводы о наличии как научного, так и нормативного содержания принципов государственной службы. Уже не один год вся система государственного управления подвергается реформированию. Несмотря на то, что базовый Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» действует уже ровно 20 лет, в него регулярно вносятся изменения. За последние годы принято большое количество подзаконных актов, регламентирующих порядок организации и прохождения государственной гражданской службы. Государственная гражданская служба в первоочередном порядке способствует обеспечению основ конституционного строя и соблюдению Конституции Российской Федерации, а также практической реализации федерального законодательства и законов субъектов Российской Федерации. Конституционно-правовое регулирование определяет дальнейшее развитие правового регулирования всех сфер нашей жизни. Именно конституционно-правовые основы государственной службы позволяют нам понять основные направления правового обеспечения государственной службы. В данной работе мы пришли к выводу, что необоснованно мало научного внимания у нас уделяется изучению реализации принципов государственной службы в судебной практике. В этой связи важным является анализ правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам реализации принципов государственной службы.
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
В условиях сегодняшних вызовов и угроз одним из приоритетных направлений государственной политики в России выступает качественное улучшение законодательства в области наследственного права. Правовая составляющая в указанной области является важнейшим инструментов в механизме перехода права на имущество на основе норм наследственного права, соблюдение которых снимает социальную напряженность и предотвращает бытовые конфликты. Вопросы, поднятые в настоящей статье, являются своевременными и весьма актуальными, так как на практике возникает множество проблем, столкновений правовых норм, несоответствий между законами. Граждане подчас не могут реализовать свои законные наследственные права по причине различных формальностей, пробелов. Детальное изучение и разработка теоретических положений по вопросам качественного улучшения правового оформления наследственных прав позволит наработать основу для внесения в законодательство изменений, с целью его усовершенствования, а также более детально изучить оформление наследственных прав в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации применяя для этого следующие методы: формально-логический, диалектический, системного анализа и сравнительно-правовой. Для достижения заявленной цели автор считает необходимым решение следующих задач с целью выработки рекомендаций по качественному усовершенствованию текущего законодательства в указанной сфере: детальное рассмотрение действующего правового регулирования наследственных прав; изучение действующего порядка оформления наследственных прав, исследование проблем правового оформления наследственных прав, а также выработка предложений решения проблем более качественного оформления наследственных прав. Реализуя указанные задачи, автором в рамках данной статьи проанализированы особенности и проблемы норм права, регулирующие наследственные правоотношения, защищающие права наследников и предложены варианты по совершенствованию данных норм.
Трансформации политических систем оказывают прямое влияние на технологические переходы в развивающихся государствах. Основными инструментами таких переходов становятся экспериментальные правовые режимы. При этом экспериментальный правовой режим - ничто иное, как особый порядок правового регулирования, который нацелен на введение в российскую экономику цифровых инноваций и имеет определенные ограничения, касающиеся субъектного состава, а также в пространстве и времени. Обязательное страхование ответственности за причинение вреда (технологиями искусственного интеллекта) – совершенно новое явление для отечественного права. Сформулирован вывод о том, что имущественный интерес субъекта ответственности за причинение вреда в данной разновидности страховых правоотношений состоит в нейтрализации негативных последствий имущественного характера, которые связаны с наступлением гражданской ответственности за причинение вреда искусственным интеллектом.
В статье сделаны предложения о внесении изменений в законодательство, которые могут заключаться во введении норм о причинении вреда искусственным интеллектом (и страховании ответственности за его причинение) не только жизни и здоровью физических лиц, имуществу юридических лиц, но и природным объектам, а также окружающей среде в целом.
Статья посвящена рассмотрению особенностей правового статуса публично-правовых образований как участников предпринимательских правоотношений.
В настоящее время субъекты частного права, осуществляющие предпринимательскую деятельность, сталкиваются с новыми трудностями в условиях введения новых мер ограничительного характера, накладываемых зарубежными странами в отношении резидентов Российской Федерации, и ухода потенциальных иностранных партнеров, в связи с чем вопрос построения экономически выгодных гражданско-правовых правоотношений с публично-правовыми образованиями приобретают особую актуальность. Детальное изучение правового статуса публично-правовых образований позволит создать основу для раскрытия потенциала государственно-частного партнерства и в дальнейшей перспективе может оказать положительное влияние на экономику страны.
Основной целью исследования является анализ правового статуса публично-правовых образований как участника предпринимательских правоотношений. Автор стремится выявить аспекты, оказывающие негативное влияние на участие рассматриваемых субъектов в гражданском обороте.
Исследование было проведено с использованием общенаучных методов (анализ, синтез). Также при исследовании был применен специальный юридический метод (формально-юридический).
В результате проведенного исследования автор статьи делает вывод о том, что публично-правовые образования имеют особый правовой статус с наличием не характерных для иных участников гражданского оборота черт.
Актуальность темы обусловлена отсутствием системного подхода в законодательстве касательно механизма игнорирования принципа ограниченной ответственности учредителей (участников) хозяйственных обществ и параллельно формирующейся в этой сфере судебной практике, развивающей общие положения о недопустимости злоупотребления правом. Авторами обосновывается неструктурность и бесперспективность подхода применения доктрины «снятия корпоративной вуали», целиком основанного на парадигме злоупотребления правом. Исследование включает в себя три этапа.
Во-первых, признавая корпоративный контроль образующим элементом доктрины «снятия корпоративной вуали», авторы рассматривают его место в динамике правового регулирования через призму теории правоотношения и юридических фактов.
Во-вторых, производится анализ судебной практики, демонстрирующей реализацию законодательного регулирования в исследуемой плоскости на примерах преодоления судами принципа ограниченной ответственности участников хозяйственных обществ, в том числе, в случаях использования конструкции юридического лица для обмана кредиторов, недокапитализации общества и смешения его капитала с капиталом участников.
В-третьих, обнаружив «обрыв» в динамике правового регулирования при использовании предлагаемых судебной практикой инструментов, первоочередно включающих в себя оценку добросовестности, авторы моделируют «развертывание» сущности юридического лица до момента, когда в ней обнаруживается влияние эксцессов волеобразования в корпорации. По результатам системного анализа формулируются выводы о взаимосвязи самостоятельности юридического лица, «снятия корпоративной вуали» и корпоративного контроля.
Проведенное исследование завершает резюмирующая позиция авторов о необходимости признания за методологией применения судами ст. 10 ГК РФ в рассматриваемом аспекте лишь временного характера, а также о потребности в этой связи в развитии общего родового нормативного регулирования.
В статье с теоретико-методологических позиций рассматривается правовая природа информации; анализируются ее основные характеристики релевантные для признания информации в качестве юридически значимой категории. Исходя из нормативного регламентирования и регулирования информации, автором выделяются типы ее правовых режимов: одним из которых является межотраслевой, а другие – отраслевые, имеющие собственную юридическую специфику. Проецируя информацию как юридически значимую категорию на предмет предпринимательского права, автором делается вывод, что она, «по общему правилу», должна отвечать принципу свободы предпринимательства, что, однако, не исключает отдельные ее нормативные ограничения в сфере имущественно-управленческих отношений.
Цель работы: исследовать специфику правового режима информации применительно к регулированию отношений, возникающих в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Задачи работы: 1) определить природу информации;
2) рассмотреть нормативные основы регулирования информации в отечественной юрисдикции;
3) проанализировать особенности правовых режимов информации в частном и публичном праве (частноправовых и публично-правовых отношениях);
4) исследовать особенности правового режима информации в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Объект исследования: общественные отношения, сопряженные с правовым режимом информации в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Предмет исследования: нормативные правовые акты и отечественная доктрина, касающиеся вопроса правового регулирования информации.
Основной вывод работы: правовой режим информации в сфере предпринимательства может быть двух типов. Первый – общей (межотраслевой), т.е. свободный поиск, получение, производство, распространение, отчуждение (в том числе возмездное) информации в имущественно-управленческой сфере. Пожалуй, данный правовой режим информации в сфере предпринимательства должен презюмироваться. Второй – специальные, созданные на основании актов, уполномоченных органов власти, связанные с отдельными ограничениями и/или исключением поиска, получения, производства, распространения, отчуждения информации в имущественно-управленческой сфере.
ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО И ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
В статье рассматриваются причины и последствия актов насилия в учебных заведениях. Авторы анализируют социокультурные факторы, способствующие возникновению скулшутинга, такие как агрессия в окружающем несовершеннолетнего обществе и влияние медиапространства и социальных сетей. Также обсуждаются психологические аспекты, включая состояние жертв и их окружения. Исследование основано на данных о случаях, произошедших в России, и их сравнении с международной практикой. Особое внимание уделено мерам профилактики и необходимости введения специальной нормы, регламентирующей уголовную ответственность за совершение акта вооруженного нападения на образовательную организацию. Для реализации этих мер в образовательных учреждениях особо стали акцентировать внимание на мерах безопасности как учащихся, так и работников учебных заведений, направлена работа на поддержание здорового психологического и морального климата, на собраниях проводится просветительская работа среди преподавателей, обучающихся и их родителей о фактах, на которые следует обращать при обучении и воспитании детей. Своевременное выявление, оказание профессиональной, психологической помощи подросткам, склонным к совершению актов насилия либо совершения любого преступления против жизни и здоровья позволит предотвратить наступление общественно опасных последствий как для окружающих, так и для самого скулшутера.
В заключении статьи подчеркивается важность комплексного подхода к решению проблемы и вопрос о необходимости криминализации вооруженных нападений на образовательные организации.
В целях обеспечения общественной безопасности населения, а также соблюдения общественного порядка предлагается в рамках уголовного законодательства предусмотреть самую строгую ответственность за рассматриваемое общественно опасное деяние, совершенное в образовательной организации.
За последние несколько лет наблюдается устойчивый рост преступлений, предусмотренных ст. 205.2 УК РФ. По этой причине возникла необходимость совершенствования методики проведения оперативно-розыскных мероприятии , основанной на глубинных исследованиях механизма совершения исследуемого преступного деяния, присущего на сегодняшний день.
В первую очередь необходимо проанализировать состав публичных призывов к осуществлению террористической деятельности, публичных оправдании терроризма или пропаганды терроризма, выявить его отличительные черты от смежных преступных деянии и дать ему оперативно-розыскную характеристику.
Далее авторами статьи предлагаются к рассмотрению те оперативно-розыскные мероприятия, которые по их мнению обладают большей эффективностью для раскрытия указанного преступления.
Согласно статистическим данным подавляющая часть публичных призывов к осуществлению террористической деятельности совершается посредством сети Интернет, по этой причине приобретает актуальность разработка инновационных компьютерных программ, позволяющих проводить мониторинг огромного потока информации с целью выявления признаков рассматриваемого преступного деяния. При этом важно не только выявить информацию о фактах преступления, но осуществить наблюдение в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий за пользователем определённого сайта, с целью получения его изображения, определения его местонахождения и привлечения к уголовной ответственности.
В эпоху активного развития правового поля России и его адаптации к непрерывно возникающим вызовам современности, весьма актуальным становится вопрос повышения эффективности законодательных и правоприменительных механизмов в сфере защиты интеллектуальной собственности. Нормативно-правовая база Российской Федерации уже включает в себя многочисленные меры для защиты результатов интеллектуального труда; тем не менее, постоянное увеличение количества преступлений, затрагивающих права интеллектуальной собственности, свидетельствует о крайней необходимости их дальнейшей доработки и укрепления.
В современной России область охраны интеллектуальных прав оказывается зачастую пронизанной многочисленными пробелами, что ведёт к значительным экономическим потерям.
Исследование вопросов квалификации преступлений в области интеллектуальной собственности приобретает насущную значимость вследствие требования адаптировать правовые нормы к интенсивно эволюционирующим технологиям и эволюции характеристик преступной деятельности. Рост инцидентов, связанных с неправомерным использованием интеллектуальной собственности, нарастает ежегодно, что подчеркивает необходимость углубленных знаний и инновационных методик в проведении следственных действий со стороны правоохранительных структур. Критически важно обеспечить надежную защиту прав интеллектуальной собственности авторов и владельцев, что служит стимулом для обновления и детализации норм уголовного и гражданского законодательства. Такие инициативы способствуют не только превенции преступлений, но и обеспечивают справедливое рассмотрение каждого конкретного случая с восстановлением нарушенных прав и интересов. Целью статьи является анализ правовых аспектов и проблем, связанных с квалификацией преступлений в сфере интеллектуальной собственности, а также предложение путей совершенствования уголовного и гражданского законодательства России для улучшения защиты авторских и смежных прав.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ISSN 2687-0304 (Online)